О российском ножевом рынке

О российском ножевом рынке

Говорят, что  «и холодное оружие согревает душу». В этой лаконичной, но емкой цитате умещена вся суть любого клинка, в том числе охотничьего ножа или кинжала. Нож — один из древнейших и наиболее распространённых инструментов, которым пользуется человек. Нож возведен в культ у всех народов, воспет в бесчисленных произведениях и является носителем многочисленных традиций. Добротный клинок вызывает волнение у любого нормального мужчины. И дело даже не в гармонии изделия или богатстве его отделки. Все гораздо проще: холодное оружие мы на подсознании воспринимаем как опасный предмет, который куда опаснее пистолета или винтовки. Узкая полоска блестящей стали будит в нас древние инстинкты.


Неумелое обращение с ножом опасно, но этот же нож может спасти вам жизнь. Мужчина обязан уметь пользоваться ножом и топором, вне зависимости от рода основной деятельности, просто потому, что он мужчина. Любой охотник должен быть способен выбрать хороший клинок и содержать его в достойном состоянии. Тупой заржавленный нож — это позор для его владельца.

2.jpg

Нож «Лось-2» от мастерской А. Федотова с клинком из дамаска, навершием в виде рыцарского шлема — интересно и оригинально

Как выбрать хороший нож, отвечающий вашим задачам и зову души? Вопрос непростой. В данном случае давать советы — дело неблагодарное. Зачастую «свой» нож угадывается даже по фотографиям в каталогах интернет-магазинов. Конечно, более верный выбор можно сделать в обычном магазине или, что ещё лучше, — на оружейной выставке, где ножей в последние годы предоставлено неимоверное количество. Но таким способом вы сможете подобрать нож только по некоторым параметрам, из которых выпадает один из главных — режущая способность изделия и износостойкость его режущей кромки. Знание марки стали, использованной при изготовлении ножа, тоже не гарантия от плохой работоспособности: ведь даже у известных производителей порой проскакивают «косяки» термообработки. Как же быть?


Один из вариантов — ориентироваться на серьезных производителей, проверенных годами и опытом многих охотников. Это касается как мануфактур, так и мастеров-штучников. Цена также может служить условным параметром качества ножа, хотя и здесь бывают такие парадоксы, которые не в силах объяснить даже владельцы крупных ножевых магазинов.

3.jpg

Традиционный якутский нож работы мастера С. Мандарова из Республики Саха

О российском рынке холодного оружия

Начнем с экономики. Сейчас лучше всего покупаются ножи ценой до 15 тысяч рублей. Меньшим спросом пользуются изделия в диапазоне от 15 до 25 тысяч. После планки в 25 тысяч спрос снова улучшается. Это можно объяснить тем, что относительно недорогие ножи активно используются профессиональными охотниками или же теми, кто принципиально не хочет применять условный ширпотреб. Но использовать на охоте изделия ценой в 15–25 тысяч — это просто жалко, а рассматривать их в качестве коллекционных готов не каждый ценитель. Вот более дорогие предметы, выполненные, как правило, в единственном экземпляре авторитетным мастером, уже вполне могут позиционироваться как настоящие «полочники».


Ценник на уникальные ножи способен доходить до нескольких сотен тысяч рублей. В ряде случаев приобретение таких изделий может служить выгодной инвестицией. Не сомневаюсь, что некоторые из сегодняшних молодых мастеров России уже через 5–10 лет станут по-настоящему легендарными личностями, чьи изделия со временем приобретут статус уровня музейных экспонатов.

4.jpg

Тактический нож Sturm от компании Kizlyar Supreme с клинком из стали AUS-8. Добротно сделанный, относительно небольшой и неожиданно универсальный нож

В 2020-м году ситуация на рынке ножей в целом прогнозируется прежняя: представлены изделия как крупных производителей (включая именные мануфактуры), так и мастеров-штучников. Специализированные фабрики имеют мощную производственную базу, отработанную логистику и широкую сеть магазинов (дилеров). Они предлагают огромное количество моделей недорогих ножей. Причем эти ножи необязательно продаются в ножевых магазинах. Их можно встретить, где угодно, даже на вещевых рынках. Крупные заводы, оснащенные современным оборудованием и озабоченные в первую очередь ростом оборота изделий, делают ставку на уже упомянутый массированный выпуск простых, но вполне функциональных ножей. Современные технологии и сформировавшиеся рыночные условия не оставляют производителям места и времени для маркетинговых экспериментов. Поэтому недорогие серийные ножи всегда очень похожи, даже названия у них часто повторяются. Такое однообразие и приводит к тому, что любители ножей и коллекционеры все более увлекаются малосерийными и штучными изделиями от мастеров-индивидуалов или небольших мастерских с честным именем.

5.jpg

Охотничьи ножи А. Рукавишникова с клинками из карбидосодержащей стали и литого булата

Маленькая компания единомышленников, имея в своем распоряжении хорошо оснащенную мастерскую и опыт, может сосредоточиться на малосерийном выпуске высококачественных ножей интересной конструкции любой сложности. Цена таких изделий будет соответствующей, но ценителей добротных ножей это не останавливает. Наглядный пример — складные ножи Широгоровых. Сюда же можно отнести и мастерскую А. И. Чебуркова, которая выпускает целый ряд моделей складников высокого уровня.


Сегмент самых дешевых ножей представлен изделиями по цене от 1,5 до 2 тыс. руб., обычно с клинками из стали 65 Х 13 или 95 Х 18. Ножи с клинком из простого дамаска предлагаются по цене 3–4 тыс. руб. Производители Ворсмы и Павлова монополизировали этот сегмент рынка и буквально заваливают прилавки своими недорогими ножами. Удешевление достигается всеми возможными способами. К примеру, снижением лимита времени на изготовление клинков — один клинок мастер делает за 12 минут. При этом клинки становятся все тоньше, порой даже слишком тонкими для охотничьих или туристических ножей. Параллельно идет замена материалов еще более дешевыми. Ножи таких мастерских часто похожи как близнецы-братья.

6.jpg

Нож «Барбус» от мастерской братьев Сандер. Рукоять — карельская береза, клинок из стали ELMAX

Однако в той же Ворсме есть и ножи более высокого качества и иной ценовой категории. Из мастерских Нижегородской области можно выделить уже упомянутое высокотехнологичное и художественное производство А. Чебуркова, далее идут ножи А. Бирюкова, Д. Ульданова, дизайн-студии ножа «Кметь» и т. д. У каждой из этих небольших мануфактур свой сформированный и узнаваемый стиль. К примеру, в свое время А. Чебурков смог выделиться из общего ряда нижегородских производителей именно благодаря оригинальности и более высокой тщательности изготовления ножей. Другие мастера предпочли выпускать большое количество недорогих изделий. Это нельзя назвать необдуманным или неоправданным решением — на любую продукцию находится свой покупатель.


Краснодарские мастера Андрей и Вадим Сандер, начав профессионально изготавливать ножи всего 10 лет назад, сейчас вышли на высокий уровень. Они получили признание не только в России, но и за ее пределами. По сегодняшним меркам это приличная по оснащению и численности коллектива мастерская. Все ножи разные, в них применяется большое разнообразие современных сталей и прочих материалов. Благодаря своей самобытности ножи братьев Сандер хорошо продаются в специализированных магазинах. Отмечу, что когда-то именно ножи Сандер были одними из первых, которые имели по-настоящему правильное сведение спусков клинка среди массовых ножей.

7.jpg

Нож «Классик» работы И. Игина. Материалы: булатный композит твердостью 62–63 ед.; рукоять — из древесины экки (азобе), одной из самых долговечных и биостойких пород; больстер — из мокуме-гане собственного производства

Златоустовские ножи славятся своими традициями. Среди фабрик выделяется «АиР» — мануфактура, производящая широченный модельный ряд доступных ножей хорошего качества. Изделия этой фирмы представлены по всей стране. Они хорошо продаются и массово используются. Это узнаваемые ножи, заслуженно пользующиеся популярностью среди охотников, рыболовов и туристов. На сегодняшний день ножи «АиР» представляют собой оптимальное сочетание невысокой цены, достойного подбора комплектующих и хорошего исполнения.


Я привел лишь несколько примеров. О наших более-менее крупных производителях можно говорить бесконечно долго. Мануфактуры конкурируют в очень узком сегменте, поэтому они постоянно вынуждены делать что-то необычное, принимать нестандартные решения в ценовой политике, следить за рекламой и т. д. Здесь малину нашим ножеделам портят вездесущие китайцы, предлагающие в этой нише ножи схожего качества, но по меньшей цене. У многих охотников словосочетание «китайский нож» до сих пор вызывает отвращение, но такая реакция имеет все тенденции к смягчению. И это точно должно вызывать озабоченность у российских производителей. Думаю, «китайщина» в низовом диапазоне рынка ножей по качеству сравняется с нашими изделиями буквально через несколько лет. Что хуже всего, к тому моменту наш отечественный потребитель к такому раскладу будет готов морально.

8.jpg

Для туриста чаще всего нужен простой, надежный и максимально прочный нож — такой как «Крок» от РВС

Ниша массовых ножей заканчивается на границе серии в несколько десятков экземпляров, при этом фактор цены здесь не всегда имеет решающее значение. Поговорим об отдельно взятых мастерах или совсем небольших коллективах. Любители ножей хорошо знают зарекомендовавших себя мастеров-штучников, последние активны в соцсетях и всегда на виду. У профи наблюдается четкая сегментация: или это производство относительно недорогих и практичных изделий без особых претензий на эксклюзивность, или углубление в нишу ножей премиум-класса. Причем мастера элитной категории могут быть как ножеделами-сборщиками, так и собирать высокохудожественные изделия с клинками собственного изготовления.


В последнее время появляется много новых мастеров, громко заявляющих о себе только по факту своего появления. Такую тенденцию можно лишь приветствовать. Но сегодняшние новички оказались в сложной ситуации. Они могут делать неплохие ножи или даже очень хорошие, но заработать имя и спрос на свои изделия им будет непросто. Более того, не располагая устойчивым механизмом реализации товара, мастера присутствуют только в социальных сетях и на тематических форумах, где и предлагают свои изделия, обычно на заказ и с приличным сроком ожидания. Но, несмотря на это, они вносят существенный вклад в развитие ножевого рынка и прямо влияют на повышение отраслевых стандартов.


А вот кооперативных коллективов у нас раз-два и обчелся. Ярчайший и по-своему уникальный пример такой совместной работы — это уральская группа, больше известная как проект Ural EDC. В кооперации здесь работают несколько настоящих профессионалов, выдавая лимитированные серии качественных ножей по средней цене.

9.jpg

Стильные ножи от «Северной Короны», пользующиеся успехом в качестве подарочных изделий

Что такое нож премиум-класса: как работает мастер-штучник

Это риторический вопрос, но у каждого охотника на этот счет свое понимание. Через меня в свое время прошли ножи полудюжины мастеров высокого класса, но по совокупности ТТХ и эксплуатационных характеристик хочу выделить ножи и гарнитуры екатеринбургского мастера-штучника Дениса Шефера. У меня есть несколько его изделий, я ими пользуюсь с 2014 года и имею на этот счет сформировавшееся мнение.


Помимо рабочих свойств ножа, мастер высокого уровня уделяет внимание предельной точности обработки и сборки. Как правило, у каждого профи своя технология изготовления ножен. Это принципиальный момент. Хорошие ножны могут порой являться настоящим произведением искусства и стоить не меньше ножа. В своих изделиях Денис изначально смог «поймать» ту самую едва уловимую грань, когда функциональность относительно простых ножен не кажется излишне брутальной, а изощренно сшитый несессер с набором ножей для обдирки пушнины выглядит стильным и гармоничным.

10.jpg

Охота всегда была неразрывно связана с гастрономическими изысками. Мясной гарнитур Д. Шефера

За годы творчества Денисом было сделано очень многое, прорисовался ряд интересных направлений. Мастер изощренно проверяет себя путем выполнения трудных и объемных работ на пределе возможного. Некоторые сложнейшие проекты получат дальнейшее развитие, но тиражи моделей при этом планируются минимальные. Как и прежде, в своих работах мастер собирается использовать только эксклюзивные материалы. Реализация этих изделий для истинных ценителей будет осуществляться лишь через аукционные площадки. Параллельно с изготовлением ножей Д. Шефер начал работу над такими элитными изделиями, как мясные гарнитуры. Тема гастрономии и персональных приборов вообще очень интересна, но, как ни странно, почти не представлена в сегменте «премиум». Часть кулинарной этики и эстетики у нас была некоторое время забыта, но, согласитесь, пришло время ее возродить. Одновременно Денис ведет большую и сложную работу в рамках Ural EDC над интересными штучными задумками. Мастер продолжает эксперименты с новыми эксклюзивными материалами и технологиями — процесс обучения и познания ремесла безграничен.


При всем своем лоске ножи от Д. Шефера имеют великолепные рабочие характеристики. Денис сравнивает свой подход к работе с выделкой английских ружей класса best gun. Для справки: мастеров высокого уровня в России не больше десятка.

11.jpg

Нож С4 работы мастера В.Логинова. Интересное исполнение самого ножа органично дополняется деревянными ножнами

Заключение

Еще не так давно законодателями мод в сфере охотничьих ножей были европейские и американские производители. Сейчас ситуация радикально изменилась: изделия российских мастеров как минимум не уступают зарубежным аналогам, а зачастую и превосходят их по всем показателям. Мы стали возвращаться к истокам своей охотничьей культуры. Причем это проявляется не только в этическом аспекте, но и непосредственно отражается в применяемом оружии: и огнестрельном, и холодном.

11a.jpg

По месту проживания наиболее известных российских ножеделов можно изучать развитие отечественной металлургии. Размах географии потрясающий: от Кубани и Архангельска до малоизвестных городов Закавказья и Дальнего Востока. Есть мастера и уже в теперь нашем Крыму. Не только в крупных населенных пунктах, но и в затерянных городах и поселках ножи делали всегда. Просто раньше не было такой свободы мастерам. Не было и Интернета. Да и обходились охотники самоделками из старых рессор да расклепанных клапанов, которые почти всегда были вполне удовлетворительным инструментом. Ничего другого-то и не знали. Еще всего лишь полвека назад общепринятые критерии оценки эстетики ножа сильно отличались от нынешних. И это немудрено, так как в мире безудержной рекламы, потребительского отношения к жизни и навязывания ложных стереотипов красоты внешняя привлекательность товара и упаковки (!) становятся доминирующим фактором.

12.jpg

Авторский нож А. Уракова под названием «Морской конек» существует всего в двух экземплярах, один из которых находится в личной коллекции мастера

Любое оружие, огнестрельное или холодное, может являться предметом гордости для владельца. Качественный клинок или удачный ствол исстари становились предметами наследования и почитания. Клеймо на клинке всегда означало очень многое: достаточно еще раз вспомнить историю холодного оружия народов Кавказа. По-настоящему хорошие клинки ценились на вес золота.


Современные российские кустари-штучники практически обречены на ограниченный тираж и максимальное качество своих изделий, а значит — на постоянное совершенствование. Их работа не всегда финансово оправдана, но часто становится образом жизни. Они широко известны лишь в узких кругах, однако их имена навсегда запоминают охотники, неся на своем поясе не совсем обычные, но меченные особым клеймом ножи. Оружие. Предельно функциональный инструмент. Предмет мужской гордости.

13.jpg

Журнал №1


Добавить комментарий:

Пустое поле
Пустое поле